Бодхидхарма, Дзен Буддизм и чай

Когда заходит разговор про чай, то трудно не упомянуть про те личности, которые тесно с ним связаны. Вслед за Шень Нуном, первым раскрывшем свойства чая, а также Лу Юя, который первым описал свойства чая, необходимо упомянуть и про Бодхидхарму.

Бодхидхарма личность легендарная, о нем ходило большое количество различных легенд, однако и то, что хорошо известно доподлинно, также впечатляет. Родился Бодхидхарма в Индии, в 5-м веке (точная дата неизвестна), в семье богатых людей, принял буддизм, после чего отправился миссионерствовать в Китай. После 3-х летнего плавания он добирается до городка Гуанчжоу, а после чего - в Лоян, в котором много проповедует чань-буддизм, а после этого поселяется в Шаолиньском монастыре и становится его первым руководителем.

Бодхидхарма, вопреки упорным слухам про козни против буддизма, встретили довольно благожелательно. Первым из властительных людей, с кем он встретился в Китае, оказался лично император У-Ди, самостоятельно выехавший поприветствовать мудреца. Этот император являлся приверженцем буддизма, активно покровительствовал монастырям, выделял большие деньги на строительство пагод, переиздание и распространение священных текстов, а также подаяния монахам. Разумеется, что за эти заслуги император У-Ди ждал большого воздаяния в своем будущем перевоплощении.

Поэтому, после того, как Бодхидхарма пришел к его трону, У-Ди начал расспрашивать миссионера про то, что интересовало его более всего: «После своего вступления во власть я построил огромное количество храмов, повелел переиздать много сутр и оказал финансовую помощь такому количеству монахов, что перечислить трудно. Какие заслуги для будущей жизни я всем этим приобрету?» «Тут нет каких-то заслуг для будущей жизни», - сухо отвечал Бодхидхарма. «Как так?» - удивился император. «Все то, что ты делал - простые суетные дела, в этих делах, на самом деле, не содержится никаких заслуг или добродетелей, - сказал пришелец, плохо относившийся к пышным обрядностям и досужим суемудриям. - Причины, которые к ним побуждают, обуславливаются своекорыстием. Они очень эфемерны, словно тени, следующие за формами».

«В таком случае, что же представляют из себя настоящие заслуги?» - спросил император

Бодхидхарма на это сказал: «Чистота и мудрость, которая обретается в истинном Просветлении. Эти заслуги невозможно получить используя мирские средства». И снова У-Ди вопрошал: «Акакая тогда природа у святости? В чем настоящий смысл Высшего Просветления?» На это он получил следующий ответ: «В мире не существует ничего святого или не святого - это только понятия двойственности, блуждающего сознания. Природа просто существует».

Это уже было слишком. Великий император сильно обиделся. Кроме того, что этот иноземец перечеркнул все его добрые дела, так еще Бодхидхарма отрицал саму святость Будды! Император У-Ди на какое-то время позабыл о своей учтивости и громко вскрикнул: «В таком случае, кого же я вижу перед собой?» «Я этого не ведаю», - услышал он в ответ.  

В Шаолиньском монастыре Бодхидхарма занимается совершенствованием процесса медитации. Он медитирует, сидя в пещере. В ней он просидел на протяжении 9 лет, совершая медитацию перед простой стеной. Здесь легенды и приписывают ему чайное открытие. Как говорится в легенде, Бодхидхарма очень долго медитировал, при этом не закрывая глаз, однако он все-таки задремал. После пробуждения он очень сильно рассердился сам на себя, оторвал свои веки и кинул их о землю, на этом месте тут же стал расти чайный куст. А дальше пишется: «И поэтому называется качественный чай «байховый», что означает «Белая ресница»».

Действительно, существуют сорта чая, в чьих названиях имеется словосочетание «бай хао». Оно означает, что листочки данного вида чая покрыты светлым пухом, «бай хао», это значит – «светлый пух, ворсинка». К примеру, Бай Хао Пуэр, а так же Бай Хао Инь Чжэнь и многие другие.

В нашем языке выражение «байховый» постепенно получило значение высококачественного чая, не обязательно имеющего белые ворсинки.

А что можно сказать про Бодхидхарму, он не просто занимался проповедованием чань-буддизма (в японском языке Дзен), благодаря ему в монашеском обиходе появилось обязательное употребление чая. Как утверждают те же легенды, во время длительных медитаций монахам запрещалось есть и спать, однако, разрешено было употреблять чай. Что монахи с радостью и делали. И данный напиток оказывал им помощь в сохранении ясности мыслей и бодрости духа. И при проведении проповедей среди местных жителей монахи также угощали людей этим напитком, чем тут же располагали народ к себе. Как говорили очевидцы, при монастырях проводились чайные встречи, на них простые люди могли познакомиться с чаем и с буддизмом. До наших дней поблизости с монастырями или даже внутри их расположены маленькие чайные, в которых можно попробовать чашечку-другую этого прекрасного напитка.

Дзен буддизм и чай имеют один вкус

С тех древних времен пошли высказывания «Чай и чань – это одно целое», а также «Путь чань словно вкус чая». Это именно монахи придумали и ввели в обиход понятие «Путь чая». Во времена династии Сун вместе с завариванием чайного напитка был очень популярным способ взбивания чайного порошка при помощи специального венчика, в результате на поверхности можно было наблюдать пену, имеющую цвет «нежного нефрита». Данный способ приготовления напитка привезли в 8-м в. из Поднебесной в Японию буддистские монахи, затем он стал основой в японской церемонии чаепития (гун фу)

Постепенно в монастырях стали проводить исследования в области получения новых способов приготовления чайного напитка и разводить плантации чая на своей земле. И в наши дни чай из монастыря пользуется огромным спросом благодаря особому к нему отношению, с которым местные монахи его выращивают.

Пожалуйста, включите Cookies.

Они необходимы для работы онлайн-заказа.

Как это сделать?